Перуанское плато Наска и его загадочные рисунки для уфологов почти азбучное доказательство существования инопланетной жизни. Исследователи феномена НЛО считают их посадочными полосами инопланетян или же результатом «энергоинформационной деятельности»: предполагается, что пришельцы, нависая над плато, начертили рисунки неким лучом. Желающих исследовать внеземную природу геоглифов (геометрические фигуры на Земле) и изображений живых существ было так много, что в 1970-е гг. перуанское правительство стало жестко ограничивать доступ к научным работам на плато. Нашествия орды уфологов удалось избежать, но, как недавно оказалось, настоящую угрозу представляли вовсе не они, а то, ради чего геоглифы и создавались тысячи лет назад. Ливни размывают панамериканское шоссе, и ученые опасаются, что та же судьба когда-нибудь постигнет и рисунки.

По новым научным теориям их связь с водой сомнению не подлежит. Это подтверждают и авторы последнего исследования — группа специалистов из Германии, Австрии, США и Перу. Раньше предполагалось, что рисунки — фрагменты ирригационной системы или указатели пролегания водоносных слоев, теперь же ученые говорят, что изображения связаны с водой, но связь эта не реальная, а мистическая. «У нас не вызывает сомнений, что геометрические фигуры и изображения животных использовались в религиозных церемониях, связанных с культом воды и плодородия», — объясняет руководитель группы профессор Маркус Рейндель из Немецкого археологического института. Маленькая кухня — использовать пространство с пользой.

Для того чтобы разгадать загадку рисунков пустыни Наска, Рейнделю пришлось собрать команду специалистов из разных областей. Одними лишь археологическими методами огромные геоглифы (длина некоторых линий превышает 12 км) не изучишь. «Просто так приехать в какое-то место, выкопать яму и решить историческую загадку в нашем случае не получилось бы. Слишком уж масштабен объект изучения», — говорит ученый. Поэтому археологическая часть исследования была дополнена подробной топографической съемкой, показавшей, что линии проведены с достаточно большими отклонениями и нет никакой пресловутой точности их исполнения. А моделирование древнего климата связало появление рисунков с наступлением засух в промежутке между 200 г. до н. э. и 700 г. н. э.

Сбор информации начался с пустыни Пальпа, гораздо менее исследованной, чем расположенная всего в 40 км к югу Наска. По мнению большинства археологов, как раз в пустыне Пальпа были созданы первые геоглифы, затем перекочевавшие на соседнее плато, населенное представителями той же народности. В итоге, несмотря на «вторичность», всемирную славу получила Наска. Чтобы исправить историческую несправедливость, ученые описали геоглифы Пальпа, привязав их к местности, а затем на основе фотографий и результатов аэрофотосъемки составили трехмерную модель плато. Вот тут-то стало понятно: древние жители Перу ориентировали гигантские линии относительно друг друга таким образом, чтобы стоявшие на них люди могли видеть своих соплеменников, расположившихся на соседнем геоглифе. Все вместе они собирались не просто так, а для дела. И этим делом были адресованные богам мольбы о воде.

«Мы доказали, что фигуры и линии не были частью астрономического календаря, найти значимого совпадения с направлением движения небесных объектов не удалось. Поэтому остается единственная теория: геоглифы использовались в религиозных целях», — говорит профессор Армин Грюен из швейцарского Института геодезии и фотограмметрии. Он поставил крест на популярной некогда астрономической теории происхождения рисунков в пустыне Наска. Впервые ее озвучила «дама пустыни» — так перуанцы прозвали иммигрантку из Германии, астронома и математика Марию Райхе, которая в 1946 г. начала первое планомерное исследование геоглифов.

Как показала радиоуглеродная датировка, геоглифы ведут свое происхождение от небольших булыжников, на которых древние перуанцы вырезали рисунки. Потренировавшись в составлении геометрических фигур на камушках, художники перенесли навыки на огромные просторы пустыни, убирая в сторону темные камни, чтобы обнажился светлый песок, и прокапывая канавы. Причины столь трепетного отношения к воде помогли понять находки географа Бернарда Эйтеля. «В 2002 году я обнаружил в пустыне 50-сантиметровый слой озерных отложений, — рассказывает он. — В эпоху расцвета цивилизации наска здесь текли полноводные реки с поросшими травой берегами, на которых пасся скот. А потом пришла засуха. Люди уходили от наступавшей пустыни в горы, туда, где была вода. В середине 7-го столетия н. э. культура наска по существу высохла». Сейчас это одно из самых засушливых мест на планете — там выпадает меньше осадков, чем в пустыне Гоби.

«Жизнь в оазисах напрямую зависела от количества воды. Неудивительно, что у жителей этих мест возник культ воды, возможно даже, она превратилась для них в верховное божество», — не исключает Маркус Рейндель. Его коллеги впервые обнаружили, что возле геоглифов попадаются странные насыпи из бревен и камней, а на них — раковины двустворчатых моллюсков. Это были алтари с подношениями богам — в культуре наска и других народностей Южной Америки раковина символизировала воду, плодородие и изобилие. «Вода всегда священна, и поэтому логично предположить, что в рисунках воплотился как религиозный культ, так и вполне прагматические просьбы о воде — пить-то всегда хочется», — соглашается ученый секретарь Института археологии РАН Екатерина Дэвлет. Она изучает петроглифы — древние рисунки на скалах. А американский антрополог Йохан Райнхард советует обратить внимание на одни из самых известных изображений на плато Наска — паука и обезьяну. Они считаются символами плодородия у многих народов.

ГЕОГЛИФЫ — ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА

Из всех версий предназначения загадочных фигур теперь на первый план вышла религиозно-культовая

От Sergey